МИГРЕНЬ У БЕРЕМЕННЫХ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Стариков А.С.

(1) ФГБУ ВО «СыктГУ им. Питирима Сорокина», г. Сыктывкар, Республика Коми, Россия; (2) ГУ Республики Коми «Кардиологический диспансер», г. Сыктывкар, Россия

Цель работы – дать характеристику и выявить особенности течения мигрени у беременных Республики Коми.

Материалы и методы.

Произведен анализ всех случаев обращения к неврологу консультативно-диагностической поликлиники ГУ РК «Кардиологический диспансер» беременных с цефалгиями за 2014– 2016 гг. Диагноз мигрени ставился на основании критериев международной классификации головной боли 3 пересмотра (МКГБ-3 бета; 2013).

Результаты и обсуждение.

За 2014–2016 гг. выявлено 169 пациенток, направленных на прием с жалобами на головную боль. У 17,8% пациенток цефалгический синдром соответствовал критериям мигрени без ауры, у 8,9% – классической мигрени (мигрени с аурой), у 52,7% пациенток – головной боли напряженного типа, у 13,6% выявлялось сочетание мигрени и головной боли напряжения.

Из представленных выше результатов видно, что доля мигрени составляет 40,3%, что значительно выше всех данных о распространенности мигрени в популяции (10–16%). Это может быть объяснено тем, что мигрень, в отличие от большинства цефалгий, имеет ярко выраженные симптомы в виде интенсивной (до 8–10 баллов по ВАШ) боли, тошноты, рвоты; ауру в виде эпизодов неврологического дефицита. Такие симптомы значительно чаще заставляют беременную обращаться за медицинской помощью, а врача – особенно акцентировать внимание на жалобах. К сожалению, обратной стороной такого внимания является то, что симптоматическое повышение артериального давления, а также тошнота и рвота, наблюдаемые во время приступа зачастую служат основанием для постановки диагноза артериальной гипертензии и гипертонической энцефалопатии, а периодически наблюдающиеся у пациенток симптомы ауры могут расцениваться терапевтами и неврологами как эпизоды преходящего нарушения мозгового кровообращения, что может повлечь за собой изменение тактики ведения беременности у пациентки.

Общее число пациенток с мигренью (включая сочетание головной боли напряжения и мигрени) составило 68, из них 72,1% – мигрень без ауры, 27,9% – классическая мигрень. Из вариантов ауры у 78,9% выявлялась зрительная аура, преимущественно с позитивной симптоматикой в виде радужных пятен и фортификационного спектра дугообразной формы, реже – в виде мерцательной скотомы и преходящей гемианопсии. У 1 пациентки наблюдалась сенсорная аура в виде марша парестезий, начинавшегося с руки и распространявшегося на лицо и ногу. У 3 пациенток наблюдалась смешанная аура (у двоих – сочетание зрительной и сенсорной ауры, у одной – зрительной и афатической ауры).

Число приступов у пациенток варьировалось от 0,5 до 4 приступов в мес (медиана – 1,4 приступа в мес). Пациентки в 1 триместре беременности имели значимо большее (p<0,05) число приступов (медиана – 2,6 приступа в мес) по сравнению с пациентками во 2 и 3 триместрах беременности (медиана – 0,9 и 0,7 приступов в мес).

Вне беременности среди триггеров мигрени пациентки могли вспомнить пищевые триггеры (пропуск приема пищи, употребление алкоголя и продуктов, содержащих большое количество тирамина) – 51,5%, месячные – 17,6%, стресс или отдых после стресса – 17,6%, избыточный или недостаточный сон – 13,2%. Во время беременности распределение частот несколько изменяется – пациентки чаще отмечают в роли триггеров стрессовые ситуации (38,2%), изменения режима сна (19,1%). Пищевые триггеры у беременных пациенток располагаются на 3 месте – 10,3%.

Средняя интенсивность головной боли у пациенток составила 6,3±1,1 балла по шкале ВАШ, при этом интенсивность головной боли у беременных в 1 триместре составила 7,9±1,3 балла, во втором триместре – 6,9±1,2 балла, в 3 триместре – 6,5±0,9 (различия значимы; p<0,05).

Выводы.

Выявляемая значительно большая, чем в популяции, частота мигрени может быть объяснена как яркими характеристиками заболевания, так и спецификой работы учреждения, куда направляются пациентки с повышением артериального давления. Мигрень у беременных имеет свои особенности и отличается от течения мигрени у пациенток общей популяции, при этом характеристики часто меняются в зависимости от триместра беременности даже у одной пациентки.

Литература

1. Европейские принципы ведения пациентов с наиболее распространенными формами головной боли в общей практике: Практическое рук-во для врачей / Т.Дж. Стайнер и др.; Пер. с англ. Ю.Э. Азимовой, В.В. Осиповой; Науч. ред. В.В. Осипова, Т.Г. Вознесенская, Г.Р. Табеева. М.: ООО «ОГГИ. Рекламная продукция», 2010, 56 с.
2. Осипова В.В., Табеева Г.Р. Первичные головные боли. Диагностика, клиника, лечение. Практическое руководство. М.:
Медицинское информационное агентство, 2014, 336 с.
3. Табеева Г.Р. Головная боль: руководство для врачей. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014, 288 с.
4. Тарасова С.В., Амелин А.В., Скоромец А.А. Распространенность и выявляемость первичных и симптоматических форм хронической ежедневной головной боли. Казанский мед. журнал, 2008, 89(4): 427–431.
5. Headache Classification Subcommittee of the International Headache Society. The International Classification of Headache Disorders, 3rd edition (beta version) // Cephalalgia. 2013; 33(9): 629–808.

Запись опубликована в рубрике 2018 год, Российский журнал боли. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий