УРОВЕНЬ НЕЙРОТРОФИЧЕСКОГО ФАКТОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА У ПАЦИЕНТОВ С ГОЛОВНОЙ БОЛЬЮ НАПРЯЖЕНИЯ

Тян К.В., Калинский П.П., Ракитова А.В.

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Владивосток, Россия

Согласно данным систематического анализа Глобального Бремени Болезней, головная боль напряжения (ГБН) является самым распространенным неврологическим расстройством [2, 4]. В течение длительного периода ГБН рассматривали как исключительно психогенное расстройство, но за последние годы доказана ее нейробиологическая природа, в основе которой лежат как периферические, так и центральные механизмы сенситизации [1, 3]. Однако нейробиологические факторы, участвующие в патогенезе данной цефалгии, остаются не до конца изученными.

Нейротрофический фактор головного мозга (BDNF) является наиболее распространенным нейротрофином в центральной нервной системе (ЦНС). BDNF играет ключевую роль в таких процессах, как созревание, выживаемость нейронов, миграция, фенотипическая дифференциация, аксональный и дендритный рост, формирование синапсов [6]. Помимо своих основных функций, BDNF является ключевым регулятором синаптической пластичности в головном мозге [5]. BDNF ассоциируется с модуляцией боли, центральной сенситизацией и может быть звеном в патогенезе хронической головной боли напряжения.

Цель исследования – изучить у больных ГБН уровень нейротрофического фактора головного мозга в периферической крови и сопоставить его с основными клинико-психофизиологическими характеристиками цефалгии.

Материалы и методы.

В исследовании приняли участие 146 чел., из них 126 пациентов с ГБН и 20 относительно здоровых испытуемых, проходивших стационарное и амбулаторное обследование и лечение на базе неврологического отделения ФГКУ «1477 ВМКГ» МО РФ. Диагноз был установлен в соответствии с диагностическими критериями Международной классификации головной боли-3 (2013 г.) Для измерения концентрации BDNF в сыворотке периферической крови использовали метод ИФА с применением тест-системы ELISA Kit. Пациенты разделены на 3 группы: с эпизодической нечастой головной болью напряжения (ЭНГБН) – 30 чел., с эпизодической частой головной болью напряжения (ЭЧГБН) – 33 чел., с хронической головной болью напряжения (ХГБН) – 63 чел.

Результаты.

У пациентов с ГБН отмечено снижение количественных запасов BDNF в сыворотке крови. Так, в группе с ЭНГБН уровень BDNF в сыворотке крови снижался незначительно и достоверно не отличался от показателей здоровых пациентов (10,77±1,54 нг/мл и 11,71±1,34 нг/мл соответственно). При ЭЧГБН выявлено более выраженное снижение уровня BDNF в сыворотке крови до 8,71±1,01 нг/мл. Для ХГБН характерен выраженный дефицит уровня BDNF в сыворотке крови (5,77±1,37 нг/мл). Обнаружена обратная корреляционная связь у пациентов с ХГБН между уровнем BDNF и выраженностью тревоги по шкале HADS (r=–0,797, p<0,05), депрессии по шкале HADS (r=–0,788, p<0,05), депрессии по шкале Бека (r=–0,731, p<0,05). Выявлена прямая корреляционная связь между уровнем BDNF и качеством жизни (r=0,79, p<0,05). Корреляции между уровнем BDNF, интенсивностью, продолжительностью головной боли и уровнем астении у пациентов с ХГБН не зарегистрировано.

Заключение.

У пациентов с головной болью напряжения выявляется снижение количественных запасов BDNF в сыворотке крови, которое прогрессирует от нечастой эпизодической головной боли напряжения к ее хронической форме. Уровень сывороточного BDNF крови у больных с хронической головной болью напряжения обратно пропорционально коррелирует с выраженностью тревожно-депрессивной симптоматики и прямо пропорционально снижению качества жизни.

Литература

1. Головная боль: руководство для врачей. Под ред. Г.Р. Табеева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014; 288.
2. Осипова В.В., Табеева Г.Р. Первичные головные боли: диагностика, клиника, терапия: практическое руководство. М.: Медицинское информационное агентство, 2014; 143.
3. Филатова Е.Г. Новые подходы в лечении хронической головной боли напряжения. Русский медицинский журнал. 2010; 8: 491–494.
4. Global, regional, and national incidence, prevalence, and years lived with disability for 310 diseases and injuries, 1990–2015: a systematic analysis for Global Burden of Diseases Study 2015 Lancet 2016; 388: 1545–602.
5. Lipsky R.H., Marini A.M. Brain-derived neurotrophic factor in neuronal survival and behavior-related plasticity. Ann N Y Acad Sci. 2007; 1122: 130–143.
6. Park H., Poo M.M. 2013. Neurotrophin regulation of neural circuit development and function. Nat. Rev. Neurosci. 14, 7–23.

Запись опубликована в рубрике 2018 год, Российский журнал боли. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий