РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И РИСКИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЗАПЯСТНОГО КАНАЛА У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Кочурова Л.Л. (1), Широков В.А. (2)

(1) НУЗ «Дорожная больница на ст. Свердловск-Пассажирский ОАО «РЖД», Екатеринбург, Россия; (2) ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий», Екатеринбург, Россия

Основную роль в развитии компрессионно-ишемических невропатий играет длительная микротравматизация нерва, связанная, как правило, с профессиональной деятельностью [1]. В России, Польше, Германии, Италии, США заболевание является профессиональным, что связано с материальной компенсацией пациентам. Среди неблагоприятных факторов отмечено воздействие вибрации, а также повторяющихся движений сгибания и разгибания в запястьях [2, 3].

Цель исследования – определить распространенность синдрома запястного канала у работников ведущих профессий железнодорожного транспорта и определить профессиональные риски в зависимости от возраста, стажа и наличия сопутствующих заболеваний.

Материалы и методы.

Были обследованы 900 работников железнодорожного транспорта, разделенные на три группы, различающиеся по условиям труда (машинисты, монтеры пути, работники диспетчерско-операторской службы). Группы были сопоставимы по стажу и возрасту – 300 чел., средний возраст 40,0±9,2 лет, стаж работы – 13,3±8,2 лет. Диагноз синдрома запястного канала устанавливался на основании жалоб, проведения анкетирования, клинической картины, углубленного нейроортопедического обследования по унифицированной методике, данных электронейромиографического обследования. Для анализе полученных результатов использовался метод описательной статистики и метод логистической регрессии.

Результаты.

Распространенность синдрома запястного канала без разделения на профессии составила 7,2%±0,2%. В группе машинистов и их помощников – 6,7%±0,2%, в группе монтеров пути – 10,3%±0,3%, в диспетчерско-операторской группе – 4,7%±0,2%. Наибольшая распространенность выявлена в группе монтеров пути (10,3%), подвергающихся воздействию локальной вибрация, статической и динамической физической нагрузке. Наименьшая распространенность в группе диспетчерско-операторской службы (4,7%), вредные факторы – статическая нагрузка, гиподинамия, эмоциональные перегрузки. Риск возникновения заболевания у работников всех групп увеличивается в 1,65 раза каждые 10 лет жизни.

Шанс приобрести заболевание увеличивается в 1,85 раза каждые 10 лет работы. У монтеров пути и диспетчеров есть статистически значимое влияние индекса массы тела (ИМТ) на распространенность изучаемого заболевания. Шанс приобрести заболевание при увеличении ИМТ на единицу увеличивается в 1,17 и 1,19 раза соответственно. В группе машинистов влияние есть, но оно статистически незначимо.

Заключение.

Наибольший риск развития заболевания имеют монтеры пути, работающие в условиях физического перенапряжения и воздействия локальной вибрации. На основании полученных результатов могут быть приняты управленческие решения для снижения риска возникновения заболевания. Машинисты и их помощники должны работать по специальности определенное количество лет. В настоящий момент установлен стаж 12,6 лет, но фактически работники не соблюдают эти сроки и продолжают работу по специальности до достижения пенсионного возраста. В группе пути необходимо ввести возрастной ценз при приеме на работу. В диспетчерско-операторской группе – введение режима труда и отдыха, стимулирование труда работников, ведущих здоровый образ жизни и поддерживающих ИМТ на долженствующем уровне.

Литература

1.  Palmer K.T. Carpal tunnel syndrome: The role of occupational factors. // Best Pract Res Clin Rheumatol. 2011; Feb; 25(1): 15–29.
2.  Меркулова Д.М. Туннельные невропатии. Диагностика и принципыпатогенетической терапии [Текст]/ МеркуловаД.М., Меркулов Ю. А., Никитин С.С., Щербенкова А.Л. // Consilium Мedicum. 2012; 2: 32–38.
3.  Бахтерева Е.В., Широков В.А., Лейдерман Е.Л. и др. Раннее выявление и диагностика синдрома запястного канала на догоспитальном этапе /Уральский медицинский журнал. 2012; 10(102): 59–62.

Запись опубликована в рубрике 2018 год, Российский журнал боли. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий