НАРУШЕННЫЙ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ПАТТЕРН КАК ПРИЧИНА МИОФАСЦИАЛЬНОЙ БОЛИ У ПАЦИЕНТОВ С ПАНИЧЕСКИМИ АТАКАМИ

Шиков А.С., Якупов Э.З.

ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава РФ, Казань, Республика Татарстан, Россия

Общепризнанно, что мышечные перегрузки являются фактором риска возникновения миофасциальных болевых синдромов [4], но также известно, что стресс может привести к гипервентиляции [3], которая в целом повышает нервно-мышечное возбуждение из-за дыхательного алкалоза и, в частности, увеличивает нагрузку на отдельные мышцы шеи, плечевого пояса и грудной клетки в результате перехода от брюшного дыхания к грудному.

Наряду с этим также известно, что грудное дыхание является самым распространенным видом нарушения дыхательного паттерна у пациентов с паническим расстройством [2]. В связи с этим возникает предположение, что путем улучшения паттерна дыхания можно патогенетически воздействовать на миофасиальный болевой синдром.

Цель исследования – изучить взаимосвязь дыхательного паттерна и болевого синдрома у пациентов с паническими атаками и оценить эффективность коррекции дыхательного паттерна для уменьшения болевого синдрома.

Материалы и методы: Всего в исследование было включено 120 чел. в возрасте от 18 до 54 лет (средний возраст 30,4±7,8 лет), из которых 90 пациентов с сочетанием панических атак (ПА) и миофасциального болевого синдрома (МФБС) были разделены на две группы: группа сравнения (n=30), проходившая стандартную медикаментозную терапию, и основная группа (n=60), выполняющая, дополнительно к стандартной медикаментозной терапии, специально разработанную дыхательную гимнастику [1], и 30 чел. только с МФБС составили группу контроля. Наблюдение проводилось в стадии обострения заболеваний.

Всем пациентам проводилось мануальное мышечное тестирование для выявления триггерных точек (ТТ) и определение дыхательного паттерна (ДП) с помощью Hi-Lo assessment и ManualAssessment Respiratory Motion (MARM). Использовались шкалы и опросники: визуальная аналоговая шкала (ВАШ) боли, Шкала депрессии Гамильтона, Шкала тревожности Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина, Наймегенский опросник (НО), гипервентиляционный провокационный тест (ГПТ).

Результаты.

При первичном обследовании было выявлено, что все пациенты с сочетанием МФБС и ПА имели преимущественное расположение ТТ в первичных или вторичных дыхательных мышцах, с преобладанием в трапециевидной, большой и малой грудной мышце слева и грудино-ключично-сосцевидной мышце, в отличие от пациентов группы с изолированным МФБС, у которых не наблюдалось определенной закономерности расположения ТТ.

Определение паттерна дыхания выявило преобладание верхне-грудного (апикального) паттерна дыхания у 69 (76%) (46 в первой и 23 во второй группе) участников. Смешенный ДП наблюдался у 16 (18%) пациентов, из которых у 14 (15%) наблюдалась грудо-абдоминальная асинхронность (парадоксальное) дыхания. 5 (6%) пациентов с диафрагмальным дыханием демонстрировали дисфункциональный вариант с преимущественным движением брюшной стенки вперед. Через 8 нед терапии ДП изменился только в основной группе, где число пациентов со смешенным ДП увеличилось на 56% (9 чел.) и было полностью исправлено парадоксальное дыхание, брюшной (диафрагмальный) вариант наблюдался у 12 чел. и стал функциональным с увеличением объёма во все три стороны.

Обе группы были сопоставимы по социодемографическим и всем исследуемым показателям. После проведённого лечения в обеих группах наблюдалось значительное снижение ситуационной тревожности, депрессии и частоты приступов ПА. Однако интенсивность болевого синдрома значительно снизилась только в основной группе с 5 баллов до 1,5 баллов (р<0,05), а в группе сравнения – с 5 до 3 баллов. Ощутимое снижение показателей НО с 28,6±3,8 до 21,43±3,64 (р<0,05) и частоты дыхания с 20,33±1,95 до 16,60±1,72 (р<0,05) также наблюдалось только в первой группе, в отличие от группы сравнения, где НО и частота дыхания снизились с 29,4±3,95 до 25,6±3,08 и с 20,30±1,95 до 19,27±1,51 соответственно.

Выводы.

Характерное расположение ТТ у пациентов с ПА в дыхательных мышцах и значительное снижение уровня болевого синдрома после исправления дыхательного паттерна может свидетельствовать о специфической причини возникновения МФБС у пациентов с ПА.

1.  Якупов Э.З. Оценка эффективности применения дыхательной гимнастики у пациентов с паническими атаками / Э.З. Якупов, А.С. Шиков // Казанский медицинский журнал -2017; 2: 277–281.
2.  Abelson J.L. Persistent respiratory irregularity in patients with panic disorder / Abelson JL [еt al] // Biol. Psychiatry. 2001; 49: 588–595.
3.  Boulding R. Dysfunctional breathing: a review of the literature and proposal for classification / R. Boulding [еt al] // European Respiratory Review. 2016; 25 (141): 287–294.
4.  Saxena A. Myofascial pain syndrome: an overview / A. Saxena [еt al] // J Pain Palliat Care Pharmacother. 2015; 29: 6–21.

Запись опубликована в рубрике 2018 год, Российский журнал боли. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий