НОЦИЦЕПТИВНЫЕ ПОРОГИ У КРЫС ПРИ ВНУТРИБРЮШИННОМ И ПОДКОЖНОМ ВВЕДЕНИИ ЛПС

Никенина Е.В. (1,2), Абрамова А.Ю. (1,3)

(1) ФГБНУ «НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина, Лаборатория системных механизмов эмоционального стресса, группа боли, Москва, Россия; (2) ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва, Россия; (3) ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава РФ, Москва, Россия

Особенно остро ощущается разрыв между экспериментальными и клиническими исследованиями в области изучения болевого синдрома при патологических сдвигах иммунитета [1, 2] и работами, посвященными иммунозависимым механизмам регуляции ноцицепции в норме. Также требуют детального изучения причины местных и системных болевых реакций.

Целью данного исследования явилось изучение ноцицептивных реакций при системном введении липополисахарида (ЛПС) и на модели воспалительной боли при введении ЛПС.

Исследования проводили на 32 крысах-самцах Вистар. При проведении эксперимента руководились «Правилами проведения работ с использованием экспериментальных животных», утвержденными комиссией ФГБНУ «НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина» и требованиями Всемирного общества защиты животных (WSPA) и Европейской конвенции по защите экспериментальных животных. Статистическая обработка результатов проведена с использованием пакета программ Statistica 6.1.478. Достоверность межгрупповых различий в исходном состоянии между показателями ПВ (порог вокализации) крыс выявляли с помощью непараметрического U–теста Манна-Уитни. Достоверность различий в динамике между параметрами ПВ выявляли с помощью непараметрического T-критерия Вилкоксона. Числовые данные приведены как среднее значение ± ошибка среднего. Были выбраны 4 группы животных. В исходном (интактном) состоянии показатели ПВ статистически значимо не отличались у групп крыс с последующим внутрибрюшинным и подкожным введением ЛПС. Контрольные группы 1,2 (по 8 крыс) введение физраствора внутрибрюшинно и подкожно (1 и 0,1мл соответственно). В группе 3 (8 крыс) ЛПС вводили внутрибрюшинно (30 мкг/кг). В группе 4 (8 крыс) воспалительную боль моделировали подкожным введением ЛПС в заднюю лапу (0,2 мкг/кг в 0,1 мл физраствора). Ноцицептивные пороги оценивали по порогам вокализации (ПВ, мА) в тесте электрокожного раздражения хвоста (ЭКР). ПВ оценивали в 1-е и на 7-е сутки после введения ЛПС. Сроки соответствуют началу и пику имунной активации (при системном введении) и ранней и поздней стадии воспалительного ответа (при местной инъекции). В группах 1, 2 ПВ животных при ЭКР практически не отличались от исходных показателей в 1-е и на 7-е сут. В группе 3 ПВ при ЭКР в 1-е сут после инъекции ЛПС достоверно не отличались от исходных показателей. На 7-е сут после введения ЛПС у крыс выявлены значимые изменения ноцицептивных реакций (ПВ достоверно снижались, p<0,01). В группе 4 ПВ при ЭКР в 1-е сут после инъекции ЛПС достоверно снижались (p<0,01), а на 7-е сут после введения ЛПС наблюдали тенденцию к восстановлению исходных показателей (ПВ недостоверно повышались). Таким образом, проведенные исследования позволяют предположить, что различные иммунные механизмы, активируемые в 1-е и на 7 сут как на модели воспалительной боли, так и при системном введении ЛПС, по-разному изменяют ноцицептивные реакции у крыс.

Литература

1. Абрамова А.Ю., Абрамов Ю.Б. // Бюл. экспер. биол. мед. 2011; 152(8): 124–127.
2. Абрамов Ю.Б. // Боль. 2009; 25 (4): 2–8.

Запись опубликована в рубрике 2018 год, Российский журнал боли. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий