ДОЛГОВРЕМЕННОЕ ВЛИЯНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЙ БОЛИ НОВОРОЖДЕННЫХ КРЫС НА АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Буткевич И.П., Михайленко В.А., Шимараева Т.Н.

ФГБНУ «Институт физиологии им. И.П. Павлова» РАН; ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Цель работы – исследовать влияние продолжительной боли, вызванной очагом воспаления на периферии у новорожденных самцов и самок крысят, на функциональную активность ноцицептивной системы в условиях повторной воспалительной боли и на другие виды адаптивного поведения.

Материал и методы.

В работе использованы следующие группы крыс, подвергнутых одноразовой подкожной инъекции 0,5 мкл 2,5% раствора формалина или физиологического раствора в подошву левой задней конечности последовательно в возрасте 1 и 2 сут: 1) формалин без отнятия от матери, крысят сразу после инъекции формалина возвращали к своим матерям; 2) формалин + отнятие от матери, крысят сразу после инъекции формалина отсаживали в клетки (t 30 °С) по одному на 60 мин (стандартное время, равное исследованию болевого поведения в формалиновом тесте без матери); 3) физиологический раствор + отнятие от матери также на 60 мин, при тех же условиях; 4) физиологический раствор без отнятия от матери, крысят сразу после инъекции раствора возвращали к своим матерям. Отдельную группу составили интактные крысы, не подвергнутые никаким воздействиям. Каждая группа животных состояла из 10–11 особей. При достижении животными препубертатного периода развития (с 25-го дня жизни) исследовали: болевой ответ в формалиновом тесте, уровень тревожности в приподнятом крестообразном лабиринте, уровень склонности к депрессивноподобному поведению в тесте принудительного плавания и процесс пространственного обучения в лабиринте Морриса.

Результаты.

Согласно полученным приоритетным данным, у самцов обнаружено усиление болевого ответа в формалиновом тесте, тогда как у самок болевая чувствительность не изменилась, т. е. боль, пережитая ими в новорожденном состоянии, не оказала влияния на реактивность системы к тому же химическому раздражителю в препубертатном периоде. Однако у крыс обоего пола, подвергнутых кратковременному стрессу отнятия от матери, обнаружена усиленная болевая чувствительность в формалиновом тесте. Комбинированное влияние боли при воспалении и материнской депривации у новорожденных не изменило болевую чувствительность ни у самцов, ни у самок в препубертатном периоде. У самцов и самок, подвергнутых материнской депривации, обнаружено снижение уровня тревожности в тесте приподнятого крестообразного лабиринта; у крыс, подвергнутых каждому из перечисленных ранних воздействий, выявлено снижение адаптивного поведения в тесте принудительного плавания; у самцов, подвергнутых боли и комплексному воздействию, обнаружено повреждение процессов пространственного обучения в лабиринте Морриса.

Выводы.

Таким образом, впервые обнаружен половой диморфизм во влиянии воспалительной боли у новорожденных в условиях идентичного периферического воспаления при достижении животными препубертатного периода развития. Разделение влияний раннего стресса и боли обнаружено у самок в формалиновом тесте: материнская депривация вызвала гипералгезию, тогда как болевое воздействие не изменило функциональную активность тонической ноцицептивной системы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ № 14-04-00106.

Запись опубликована в рубрике 2015 год, Российский журнал боли. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий